В воскресенье, 10 февраля 2008 года, в день памяти Святых Новомучеников и Исповедников Российских, в городе Калязине Тверской области состоялся Крестный ход, в проведении которого приняли участие братчики Союза Православных Хоругвеносцев, Союза Православных Братств и Свято-Сергиевского Союза Русского Народа.
Крестный ход начался в три часа пополудни у церкви Вознесения Господня и прошел по центральным улицам города с остановками на молебен на главной площади Калязина и у места предполагаемого возведения памятника Святому Преподобному Макарию Калязинскому.
Крестный ход возглавило духовенство Кимрского благочиния Тверской епархии Русской Православной Церкви: благочинный Кимрского благочиния, настоятель Преображенского собора города Кимры протоиерей Евгений Морковин, духовник Тверской епархии и настоятель церкви Вознесения Господня города Калязина протоиерей Леонид Береснев, клирик Преображенского собора города Кимры протоиерей Андрей Лазарев и другие клирики со всех храмов города Калязина.
Организаторами Крестного хода выступили также представители местной православной общественности из общественной организации «Марфа и Мария» и инициативной группы прихожан за восстановление Троицкого Храма в деревне Рябово и храма Святаго Духа в Лучниках.
Помимо москвичей поддержать православных калязинцев прибыли и гости из Кимр – представители казачества и кимрского отделения организации «Тверской Спас» во главе с Алексеем Булыгиным (о кимрском духовенстве было упомянуто выше).
Перед началом Крестного хода Хоругвеносцы приложились к хранимой в Вознесенской церкви частице мощей святого покровителя города Калязина — Преподобного Макария Калязинского, чудотворца (преставился ко Господу в 1483 г., прославлен в лике святых на Московском Соборе 1547 г., дни памяти: 17 марта н.ст. / 30 марта ст.ст. — в день его кончины и 26 мая н.ст. / 8 июня ст.ст.- в день обретения его святых мощей). В настоящее время нетленные мощи Преподобного находятся в Троицком соборе Твери. Мощи будут возвращены в Калязин, когда Вознесенская церковь будет полностью восстановлена.
Под колокольный звон и в сопровождении милицейских патрульных машин Крестный ход вышел за территорию храма Вознесения Господня и с пением молитв и величания Святым Новомученикам и Исповедникам Российским и Преподобному Макарию Калязинскому начал свое шествие по центру города, основание которому положила созданная его небесным покровителем древняя Троицкая обитель. Сейчас ее уж нет: она была затоплена, как и три четверти территории Калязина водами перегороженной под Угличем реки Волги. Когда-то богатый торгово-ремесленный город за годы советской власти захирел и обветшал: духовенство и купечество с промышленниками уничтожили, крестьян из соседствующих деревень загнали в колхозное рабство, храмы затопили, порушили и закрыли, над мощами Преподобного Макария надругались…
Вот, Крестный ход проходит мимо добротного здания техучилища, выстроенного из красного кирпича. До революции его возвел местный промышленник, чтобы в нем обучать детей рабочих. Тут, в этом училище и начали возникать первые революционные кружки. А как же, надо же бороться с «кровопийцами-капиталистами»! Ничего лучшего по красоте большевики не построили, зато заклеймили инородными безбожными названиями улицы русского города: тут тебе и «Коминтерн», и «Карл Маркс» и прочая нечисть. В общем, все как обычно. Будто бы и не было рек крови, не было мучений, не было гонений и прочих бессчетных преступлений, творимых именем всех этих «карлов» и «коминтернов».
Крестный ход проходит по набережной Волги: надо льдами на крохотном островке возносится свечой в небо знаменитая колокольня. В прошлом году ее освятили и отслужили первую Божественную Литургию. Даст Бог, и литургии в колокольне начнут служить регулярно, освящая мать рек Русских до самого Каспийского моря.
После молебна на главной площади Калязина выступил с проповедью отец благочинный — протоиерей Евгений Морковин. Затем со словами приветствия к участникам Крестного хода обратились духовник Тверской епархии и настоятель церкви Вознесения Господня города Калязина протоиерей Леонид Береснев, заместитель главы СПХ и СПБ Владислав Куроптев, сопредседатель Свято-Сергиевского СРН, депутат Государственной Думы IV созыва и кандидат в депутаты Ярославской Государственной думы Николай Курьянович.
Свою проповедь отец Евгений Морковин посвятил памяти Святых Новомучеников и Исповедников Российских, которые явили своим подвигом всю красоту и духовную мощь Веры Христовой. Со смирением принимали и переносили они все гонения и мучения, презрели земную жизнь и не предали Бога. Подобно Преподобному Макарию, святыми молитвами и трудом нашими предками основывались новые поселения, осваивались новые земли, покорялись другие народы. «Блаженны кроткие, ибо они наследят землю» — эти слова Спасителя, которые Он произнес в Нагорной проповеди, полностью исполнились на нашем народе. А теперь наступают другие времена: нет веры, нет силы духовной, нет понимания, что землю, на которой мы живем, нам даровал Бог, что освящена она подвигами, молитвами, кровью святых подвижников, что дана она нам в удел как народу Божьему. А если мы не хотим служить Богу, то Господь и попускает нашествие иноверцев, которые, видя нашу слабость, нашу лжестыдливую боязнь своей собственной веры, своего собственного происхождения, наше нежелание обустраиваться на своей собственной земле, начинают чувствовать себя на ней хозяевами.
Отец благочинный не случайно затронул тему опасности иноверного влияния. Недалеко от Калязина некий делец купил большой участок земли и вознамерился поселить на ней двести «русскоязычных» семей из Узбекистана, чтобы те работали на него в сельском хозяйстве. Когда об этих планах стало известно, местная православная общественность забила тревогу: сегодня завезут двести семей, а в каждой такой семье минимум человек пять-шесть, завтра они расплодятся еще больше, а затем начнут возводить свои культовые сооружения. А еще лет через пятьдесят… Про Косово все знают. За несколько дней до Крестного хода, одной из целей проведения которого было выражение озабоченности православных христиан вышеозначенной проблемой, стало известно, что неожиданно она решилась сама собой: землю перекупил русский предприниматель. Почему ее продал прежний владелец, неизвестно. Дошли ли до него слухи о поднимающемся народном возмущении или еще что, но Господь явно показал всем нам: не спите, бодрствуйте, действуйте, явите веру свою в делах своих, и тогда вы не будете оставлены, тогда придет к вам помощь, откуда и не ждали.
Заместитель главы СПХ и СПБ Владислав Куроптев поделился своими впечатлениями от посещения в этот же день затопленной колокольни Свято-Никольского собора (в это время года до нее можно добраться по льду). Он назвал калязинскую колокольню символом, олицетворяющим в себе современное положение наших Церкви и Отечества, которые подобно ей находятся на островке среди бушующих вод мирского моря и вражеского окружения. В заключение своего выступления он передал в дар от Союза Православных Хоругвеносцев церкви Вознесения города Калязина икону Святого Царя-Мученика Николая II Александровича, вручив ее духовнику Тверской епархии и настоятелю Вознесенской церкви протоиерею Леониду Бересневу.
Сопредседатель Свято-Сергиевского СРН Николай Курьянович в своем выступлении напомнил о словах Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский…». Крестный ход, активность православных депутат Государственной Думы IV созыва назвал свидетельством того, что Православие – не «лжесмиренное» и не «пакимолчащее», каким очень хотели бы видеть его враги Церкви и России.
По завершении молебна и выступлений, Крестный ход продолжил свое шествие. У закладного камня, где будет установлен памятник Святому Преподобному Макарию Калязинскому, молитвенное шествие сделало еще одну остановку. На этом месте участники Крестного хода пропели величание Преподобному, а затем — вечную память всем усопшим православным христианам, в годину богоборческих гонений пострадавшим.
Завершился Крестный ход там же, где и начался – у церкви Вознесения Господня, куда он вернулся под праздничный колокольный звон.